Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Несмотря на свою компактность и простоту, оно позволяет создавать неповторимые, уникальные модели одежды и декоративные вещи. К тому же исходный материал (пряжу) можно использовать несколько раз без особых потерь. Проявив фантазию в работе с нитками разных фактур и цветов можно выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в вещах, так и в домашнем интерьере. Конечно, для создания новых современных моделей хорошо иметь представление о приёмах кройки и шитья по трикотажу, так как в работе с крючком много общего с вышивкой и ткачеством. Зато каждая вещь, связанная вами, будет уникальна и оригинальна. Даже в русле капризной моды изделия ручной работы могут долгое время быть украшением гардероба, ведь пуловер времен молодости вашей мамы, по фасону и структуре узора может быть очень актуален и сегодня. А уж изящная шаль, элегантно наброшенная на плечи поверх пальто, привлечет к себе внимание даже самой требовательной модницы. Вязаные вещи прочны и удобны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Приложив немного терпения и труда, с помощью простого крючка и мотка пряжи вы сможете подарить любовь и радость родным людям и порадовать себя потрясающими обновками!
Вязание изначально появилось как простая унитарная необходимость. В разных уголках планеты люди создавали необходимые для жизни и быта вещи, используя самые простые и доступные материалы, сочетая несложные формы с незатейливыми узорами. На протяжении веков рукоделие развивалось, совершенствовалось и постепенно превратилось в настоящее искусство. В Украине вязание крючком имеет давние традиции. Оно вошло в крестьянский быт под названием «тамбурное» и получило огромное признание. С помощью крючка прекрасными ажурными узорами оформляли фартуки, наволочки, простыни, покрывала, блузы. Вязали и целые изделия – кофты, шали, салфетки, скатерти, занавески. А разве можно представить себе знаменитые украинские полотенца без широкого белоснежного кружева на концах! В XX веке мода на некоторые время вытеснила этот вид декоративно-прикладного искусства из повседневной жизни. Из-за обилия новых синтетических трикотажных тканей, казалось, ручное вязание навсегда потеряло актуальность. Но прошло время, и в наши дни это замечательное рукоделие живет и развивается, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приёмами, современными материалами.
В процессе развития и совершенствования техники вязания крючком у мастеров возникала необходимость сохранять информацию об узорах и приемах работы. Древние опусы были очень громоздкими, с подробным описанием каждого элемента ряда. Все значительно упростилось с введением понятия "раппорт" и специальной системы знаков для составления схем. Современные текстовые описания работ довольно компактны и содержат только самые необходимые сведения и рекомендации. Их читают сверху вниз справа налево. Если при вязании все четные (изнаночные) ряды провязываются одинаково, в описании могут быть указаны только нечетные.
Особо выделялись вещи, выполненные крючком, поскольку оригинальные техники сплетения нитей совершенно не подвластны машинному производству. Вязаные шедевры мастеров признаются искусством и попадают в музеи. В Швеции, в Северном музее Стокгольма и в Историческом музее Гетеборга, хранятся два ценнейших экспоната - вязаные кофты XVII века.
В конце XVIII в. во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вывязывающую полотно в виде трубы. Дешевые чулки, производимые на таких машинах, быстро вытеснили из массовой продажи дорогие изделия ручной работы. Однако чем больше рынок заполняли изделия машинного производства, тем больше ценилась ручная работа.
Интересно, что на протяжении длительного времени, вязание в Европе занимались именно мужчины, а не женщины. В 1589 г. гальвертонский помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел первую вязальную машину. Английской королеве Елизавете Iизобретение не понравилось - чулки мастера показались ей значительно грубее шелковых. Она отказала священнику в патенте и посоветовала зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане открыл первую механическую трикотажную мастерскую.
В XV -XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и постепенно превращается сначала в кустарное домашнее ремесло, а затем и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты, шляпки. Организовываются вязальные цеха. Именно в это время появляется и быстро становится популярным знаменитый шотландский головной убор - вязаный берет. Изделия, как правило, выполняют из однотонной пряжи, украшая изнаночными петлями лицевое полотно. А ведь арабы еще пару тысяч лет назад владели техникой многоцветных сложных узоров!
Триумфальное шествие по Европе трикотаж начинает примерно в IX в.н.э. вязаные изделия поначалу стоили очень дорого и были по карману лишь очень состоятельным людям. Мастера Испании в XVIв. достигли большого успеха в вязании шелковых чулок. Получив в подарок одну пару, Английский король Генрих VIII был счастлив - воистину королевский подарок! А шведский король Эрик IV выложив за пару шелковых чулок сумму, равную годовому жалованию королевского сапожника...
Древнейшие сохранившиеся экземпляры ручного Старого Света и востока датируются IV -V вв.н.э. и свидетельствуют о высокоразвитой технике вязания, составления узоров и подборе цвета.
В застывшей лаве Помпеи был обнаружен отпечаток вязаного чулка, отнесенный археологами к 79 г.н.э. Древнейшие находки вязаных изделий Нового Света (Перу) датируются III в.н.э. К эпохе перуанской культуры Прато-Наска относится редкий экземпляр декоративного вязаного пояса с мотивом колибри. Сложность рисунка, тонкость деталей и расцветки свидетельствуют о высочайшей технике вязания. Оригинал хранится в Текстильной галерее Института Искусств в Детройте (Institute of Arts).
В одной из египетских пирамид было найдено изображение женщины, надевающей носки датируемое историками 1900 г. до н.э.В усыпальнице другой пирамиды сохранились детские вязаные чулки, отнесенные учеными к III - IV в.н.э. Они уже учитывали форму обуви - большой палец отделен от остальных пальцев, между ними проходит ремешок сандалии. При изготовлении таких носков и чулок большой палец вывязывался отдельно, как на варежках, что говорит о владении сложной техникой вязания. Находки хранятся в Музее императора Фридриха в Берлине (Kaiser-Friedrich-Museum) и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне (Viktoria and Albert Museum). Позже, в IX - XI вв.н.э. искусные вязальщицы украшали изделия не только абстрактными узорами, но и письменами. В музеях Детройта и Баделя можно увидеть образцы древнеегипетского вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабскими текстами.
Вязание крючком и спицами - вид рукоделия, зарождение и первые опыты которого теряется в глубинах истории. Период развития этого ремесла был, без сомнения, очень длительным. При всей недолговечности пряжи и трикотажа чудом дошедшие до наших дней старинные изделия и их изображения дают нам некоторое представление о древности промысла.
Конечно, для создания новых современных моделей хорошо иметь представление о приемах кройки и шитья по трикатажу, так как в работе с крючком много общего с вышивкой и ткачеством. Зато каждая вещь, связанная вами, будет уникальна и оригинальна. Даже в русле капризной моды изделия ручной работы могут долгое время быть украшением гардероба, ведь пуловер времен молодости вашей мамы, по фасону и структуре узора может быть очень актуальным и сегодня. А уж изящная шаль, элегантно наброшенная на плечи поверх пальто, привлечет к себе внимание даже самой требовательной модницы.
Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Несмотря на свою компактность и простоту, оно позволяет создавать неповторимые, уникальные модели одежды и декоративные вещи. К тому же исходный материал (пряжу) можно использовать несколько раз без особых потерь. Проявив фантазию с нитками разных фактур и цветов можно выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду как в костюме, так и в домашнем интерьере.
В ХХ веке мода на некоторое время вытеснила этот вид декоративно-прикладного искусства из повседневной жизни. Из-за обилия новых синтетических трикотажных тканей, казалось, ручное вязание навсегда потеряло актуальность. Но прошло время, и в наши дни это замечательное рукоделие живет и развивается, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами.